Аннотация
Развитие современного общества, формирование высокотехнологичной экономики подразумевают активное использование научного знания, а наука становится все более важным общественным институтом. Она начинает оказывать значительное влияние на все сферы общественной жизни. В этом случае наука с неизбежностью приобретает определенный политический статус, связанный со все большей возможностью оказывать влияние на принимаемые политические и социальные решения. При этом ученые приобретают все больший статус публичных интеллектуалов, способных высказываться по различным актуальным вопросам. Развитие научного знания приводит к формированию новой политической повестки, где важнейшими вопросами становятся программы трансгуманизма или формирования новой «зеленой» экономики, направленной на сохранение окружающего мира. Однако в обществе постепенно формируется недоверие к экспертизе и экспертному знанию, наука все чаще начинает рассматриваться как определенная сфера экономики, а ее деятельность – как непонятная и ненужная для общества. В ходе этого формируется пространство острых дискуссий между обществом и наукой, а эпистемический авторитет науки подвергается сомнению. Участники проекта ставят перед собой задачу проанализировать новую политическую субъектность науки в целом и научного сообщества, в частности, и выяснить, какие изменения в социуме привели к росту политической субъектности науки, какие новые научные результаты позволяют по-новому взглянуть на специфику функционирования науки в обществе. Актуальность решения указанной фундаментальной задачи заключается в том, что в настоящее время все чаще научные проблемы выносятся на широкое общественное обсуждение, что уравнивает учёных с прочими налогоплательщиками. Оказываясь на перекрестье общественных интересов, современная наука приобретает ряд характеристик, которые являются трудно конвергируемыми и задают разнонаправленные векторы ее развития. Так, (1) наука становится максимально публичной, конкурируя с поп-культурой, хотя при этом учёные настаивают на своём особом эпистемическом статусе и на особой экспертной функции. (2) Роль науки в развитии современных технологий чрезвычайно велика, но социальный престиж научной деятельности неуклонно и опасно снижается. (3) Наука потребляет бюджетные деньги, но учёные не соглашаются с тем, что их деятельность относится к сфере социальных услуг, и сомневаются в компетенции чиновников, осуществляющих контроль за этой деятельностью. Все вышеописанное указывает на необходимость исследования механизмов взаимодействия науки и иных социальных акторов, выделение специфических характеристик науки как политического субъекта.
Современные исследования политической роли науки обращаются к анализу политико-экономической составляющей науки и техники и роли науки в принятии экономических и политических решений, к определению специфики технонауки и механизмов принятия решений в этой области, вопросам академического капитализма, роли популяризации научного знания в рамках эпистемического и политического измерений науки, вопросу о науке как общественном благе (см. к примеру, работы С. Сисмондо, М. Каллона, С. Фуллера, Е. Хакетта, Б. Латура, а также ряда российских авторов). Важным становится рассмотрение специфики научной политики, связанной с необходимостью поддерживать прикладные или фундаментальные исследования, ориентироваться на прорывные исследования, ad-hoc исследования, проблемно-ориентированные исследования, стратегические исследования, ответственные исследования и инновации (см. работы, к примеру, Т. Флинка, Д. Калдуэй, Д. Шаутц, П. Тобиаса). Комплексное рассмотрение подобных вопросов позволяет выдвинуть гипотезу о принципиальной политической субъектности науки и ее особой роли не только как экспертной институции, но и определенного политического актора. В результате реализации проекта предполагается произвести описание науки как политического актора; выявить специфику изображения и интерпретации роли ученых как социально-политической силы в произведениях научной фантастики; описать специфику политической субъектности ученых как экспертов; выявить механизмы влияния развития отдельных научных областей как на процесс принятия политических решений, так и на механизмы формирования политических симпатий и антипатий; описать роль науки в формировании политического дискурса о “нечеловеках” (природных явлениях и технических артефактах), процессы формирования этого дискурса в рамках научной практики и то, каким образом научная политика может влиять на политическую субъектность науки и трансформировать политический дискурс всего общества. В результате будет проанализирована и концептуализирована новая политическая субъектность науки, а также выяснено, какие изменения в обществе привели к усилению политической субъектности науки, какие новые научные результаты меняют характер взаимодействия между наукой и политикой, каким образом наука и, в частности, технонаука формирует паттерны отношений в политике, науке и культуре.
Результаты проекта позволяют конкретизировать гипотезу о политической субъектности науки, прогнозировать, проектировать и конструировать ее перспективные организационные формы, а также сформулировать рекомендации для научной политики. Полученные результаты будут опубликованы в серии статей для высокоцитируемых журналов, в коллективной монографии, апробированы на международных и российских научных мероприятиях.
Ожидаемые результаты
Проект направлен на достижение нескольких взаимосвязанных научных результатов: выявление специфики политической субъектности науки на современном этапе развития общества; анализ функционирования и использования научного знания в процессе проектирования современных научных дисциплин и их использования в рамках конструирования специфического современного поля политики; выявление особенностей репрезентации власти ученых в утопиях, формирующих представления широких слоев общества о месте и статусе науки; разработка подходов к анализу специфической роли науки по представлению нечеловеков в политическом дискурсе и влияния механизмов конструирования научной политики на развитие общества, политическую субъектность науки и политику в целом. Тем самым будут созданы теоретический каркас и методы эмпирического анализа формирования и развития политической субъектности науки в целом и ученых в частности. Будут предложены перспективные социальные технологии определения политической субъектности науки и налаживания коммуникации между наукой и обществом, которые приведут к формированию позитивного образа науки в общественном сознании, вовлечению людей в научную деятельность, созданию механизмов для конструирования адекватной научной политики, учитывающей политическую субъектность науки. Планируемые результаты будут обладать инновационным и перспективным содержанием, соответствующим переднему краю развития исследований науки, что гарантируется оригинальной постановкой цели проекта и выбором эффективных средств исследования. Явно выраженная теоретическая новизна планируемых результатов состоит в выработке основ нового научно-философского подхода к анализу политической субъектности науки. В практическом отношении они обнаруживают отчетливую прикладную направленность, поскольку ведут к формированию рекомендаций по созданию новых подходов к оценке роли науки в развитии общества и специфики политических процессов, происходящих в современном обществе. Об актуальности новых подходов к анализу науки и техники и политической роли науки в развитии общества свидетельствует существование большого количества исследовательских программ в данной области в ведущих мировых университетах. Полученные результаты будут опубликованы в серии статей для высокоцитируемых журналов, в монографиях и на электронных ресурсах, апробированы на международных и российских научных мероприятиях.